Аквариум с рыбками из природного материала

Никитина Елена Анатольевна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ д.Лаврово

Внеурочная деятельность: Оригами. 1 класс

Тема занятия: Коллективная работа «Аквариум»

Способ организации: проект

Цель: создание панно «Аквариум»

Задачи:

Обучающие: учить работать по технологическим картам, учить использовать знания и умения, полученные на уроках технологии, окружающего мира, литературного чтения для выполнения творческого проекта: учить работать в коллективе, пользоваться информацией.

Развивающие: развивать творческое мышление, моторику мелких мышц, самостоятельность, пространственные представления

Воспитательные — воспитывать личностные качества: любознательность, умение слушать, аккуратность, активность, культуру труда.

Оборудование: лист белой (или цветной бумаги) для каждого, 2 листа ватмана, поэтапная карта изготовления рыбки 4 штуки, два варианта рыбки, материалы для дизайна аквариума (ракушки, веточки, пластилин), аппликация рыбки из природного материала, презентация к уроку, клип.

Форма организации работы: групповая

Оценка результатов деятельности учащихся при работе на уроке

Саморефлексия учителя

Анализ внеклассного занятия Оригами

Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов в начальной школе.

Деятельность участников проектного обучения проходит по плану.

1. Анализ исходной позиции, определение целей и задач деятельности

2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей, выполнение необходимых операций

3. Контроль, коррекция

4. Оценка деятельности, рефлексия

Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.

Выполнение творческих проектов, защита помогают школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.

Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.

Проектную деятельность школьников организую с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту.

Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых — усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенность содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка.

Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.

Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда ставится проблема перед учащимися, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки. Провожу мозговую атаку с целью коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.

На следующем этапе, используя метод информационной поддержки, предоставляю учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники, полезные электронные адреса и другие источники.

На технологическом этапе широко использую метод упражнений, т.к. идёт формирование у учащихся умений и навыков деятельности.

На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов), организую презентацию, конкурс творческих работ.

Творческий проект в начальной школе — это самостоятельная (под руководством учителя) творческая работа, от идеи до ее воплощения.

Считаю целесообразным использование метода проектов в образовательном процессе. В процессе проектной деятельности личность ребёнка развивается всесторонне, так как деятельность межпредметна, многофункциональна.

Под методом проектов в образовательной области «Технология» мы понимаем способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. В педагогической практике доминируют два пути подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ наук в школе, со всеми ее атрибутами (режимом, воспитательными и образовательными средствами и т.п.) и другой — прямой путь, путь непосредственного участия в решении жизненных проблем.

Метод проектов — это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.

Использование метода проектов в технологическом образовании предусматривает различные варианты.

Вариант 1:1) учитель дает краткую формулировку задачи;2) ученики выдвигают первоначальные идеи;3) проводят исследование, чтобы выяснить, какая из идей выглядит более перспективной;4) разрабатывают лучшую идею;5) учатся навыкам и умениям изготовления изделия;6) планируют изготовление согласно лучшей идее;7) изготовляют изделие согласно лучшей идее;8) испытывают и оценивают свое изделие.

Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Предположим весь класс разделён на две группы и выполняет один проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя и товарищей во время выполнения проекта.

Итак, благодаря использованию метода проектов в образовательной области «Технология» повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.

Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда ставится проблема перед учащимися, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки. Провожу мозговую атаку с целью коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.

На следующем этапе, используя метод информационной поддержки, предоставляю учащимся дополнительные материалы.

На технологическом этапе широко использую метод упражнений, т.к. идёт формирование у учащихся умений и навыков деятельности.

На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов), организую презентацию, конкурс творческих работ.

Творческий проект в начальной школе — это самостоятельная (под руководством учителя) творческая работа, от идеи до ее воплощения.

Считаю целесообразным использование метода проектов в образовательном процессе. В процессе проектной деятельности личность ребёнка развивается всесторонне, так как деятельность межпредметна, многофункциональна.

Анализ

Никитина Елена Анатольевна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ д.Лаврово

Внеурочная деятельность: Оригами. 1 класс

Тема занятия: Коллективная работа «Аквариум»

Способ организации: проект

Цель: создание панно «Аквариум»

Задачи:

Обучающие: учить работать по технологическим картам, учить использовать знания и умения, полученные на уроках технологии, окружающего мира, литературного чтения для выполнения творческого проекта: учить работать в коллективе, пользоваться информацией.

Развивающие: развивать творческое мышление, моторику мелких мышц, самостоятельность, пространственные представления

Воспитательные — воспитывать личностные качества: любознательность, умение слушать, аккуратность, активность, культуру труда.

Оборудование: лист белой (или цветной бумаги) для каждого, 2 листа ватмана, поэтапная карта изготовления рыбки 4 штуки, два варианта рыбки, материалы для дизайна аквариума (ракушки, веточки, пластилин), аппликация рыбки из природного материала, презентация к уроку, клип.

Форма организации работы: групповая

В 1 классе 7 часов внеурочной деятельности. Я веду 5 часов (Информатика, Бытописание земли Новгородской, В мире слов, Оригами, Физическая культура)